amio (amio) wrote,
amio
amio

Categories:

Первые блогеры Советской России



Писать я начинаю,
В башке бедлам и шум.
Писать о чем - не знаю,
Но все же напишу…


Эти замечательные строки отлично могут охарактеризовать творчество очень многих блогеров современного Живого Журнала. И тем не менее, самые настоящие блогеры появились намного раньше, чуть меньше ста лет назад.


Произошло это в первые послереволюционные годы существования Советской России, в школе-интернате имени Достоевского. Очень многим людям эта школа известна по фильму «Республика ШКИД», снятому в 1966 году на киностудии Ленфильм по мотивам книги Леонида Пантелеева и Григория Белых «Республика ШКИД».



Что же случилось в этой школе-республике? Процитирую строки из самой книги:

Кто поверит теперь, что в годы блокады, голодовки и бумажного кризиса, когда население Совроссии читало газеты только на стенах домов, в Шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило 60 (шестьдесят) периодических изданий всех сортов, типов и направлений?

В то суровое время страна испытывала сложности практически во всем. Например, трудно было найти элементарные канцелярские принадлежности, так как они почти не выпускались промышленностью, разрушенной в ходе гражданской войны, не хватало продуктов и многих жизненно важных вещей.

На долю людей того времени выпало очень много испытаний. Подростки, попавшие в школу имени Достоевского, прошли трудный путь. Многие потеряли родителей в жестокие революционные годы, некоторые прошли через преступный мир.

Они видели войну, смерть близких, голод, беды, болезни и несчастья. Наверное все пережитое закалило их и сделало сильнее морально, особенно если сравнить с современной молодежью.

Несмотря на все существующие трудности, воспитанники школы активно занимались творческой деятельностью - сочиняли и публиковали рассказы и стихи, кто-то из них был занят школьными новостями, кто-то писал заметки на разные темы.

Ну а некоторые были копипастерами в современном понимании этого слова и чтобы заполнить свою газету или журнал, просто копировали туда какие-то тексты, что еще раз подтверждает, что новое - это хорошо забытое старое.

В книге процесс творчества выглядит так:

Десятки голов склонились над партами. Творят и печатают, рисуют и пишут. Это готовятся журналы. Зараза заползла во все уголки. Журналов стало так много, что не находится уже читателей на них. Все пишут - читать некогда.

Но каждому лестно, чтобы его журнал читали. Каждый старается сделать свой журнал поярче, позаманчивее. Для этого требуется не только талант, но и время. А времени не хватает, поэтому издательская деятельность не прекращается и во время уроков.


Не находите нечто общее с блогами Живого Журнала?

Хотя об этом в книге особо и не говорится, думаю, что многие учащиеся школы имени Достоевского были из так называемых «бывших», в свое время учились в нормальных учебных заведениях, изучали иностранные языки и науки на уровне, который сейчас просто недоступен в современных школах.

И именно эта образованность позволила им успешно заниматься литературной деятельностью в будущем, а в период обучения лично издавать эти самые периодические издания на любые темы, то есть делать именно то, чем сейчас занимаются многие блогеры.

На мой взгляд, если бы эти подростки получили технические возможности 21 века, они были бы счастливы. Ведь наличие Интернета и современной техники позволяет практически каждому человеку заняться творчеством и полностью раскрыть свой потенциал, если он конечно есть.

Как сложилась судьба участников этих событий?

Прототип директора школы Викниксора, которого в фильме играл Сергей Юрский, Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 г.р.) в 1925 году оставил школу и работал на преподавательской работе в разных учебных заведениях страны.

Он погиб 1 октября 1960 года - попал под трамвай, похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.



У авторов книги Леонида Пантелеева и Григория Белых судьба сложилась по-разному.

Григорий Белых (1906 г.р., в книге - Григорий Черных) в конце 1935 года был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Она заключалась в написании критической поэмы о Сталине.

Белых был арестован и затем осужден на три года. Он умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года, был реабилитирован в 1957 году.

Леонид Пантелеев (это псевдоним, его настоящее имя Алексей Иванович Еремеев, 1908 г.р., в книге он Алексей Пантелеев), прожил долгую жизнь, пережил блокаду Ленинграда.

В марте 1942 года он практически умирал в блокадном Ленинграде от дистрофии. Его спас писатель А. А. Фадеев, который в июле 1942 года вывез тяжелобольного на самолёте в Москву. Леонид Пантелеев умер 9 июля 1987 года в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.

Леониду Пантелееву удалось избежать ареста во время массовых репрессий благодаря поддержке Корнея Чуковского и Самуила Маршака, которые были назначены экспертами по его творчеству.

Слева Григорий Белых, справа Леонид Пантелеев. Фотография 1930 года


Но из-за соавторства с Григорием Белых и настороженного отношения к самому Пантелееву книга «Республика ШКИД» не переиздавалась до 1960-х годов.

Все описанные выше события происходили в основанной В.Н. Сорока-Росинским школе-коммуне для трудновоспитуемых подростков имени Ф.М. Достоевского.

В 1920-1925 годах школа располагалась по адресу: Петроград, Старо-Петергофский проспект, дом 19. Сейчас здание занимает консульство Республики Бразилия.


Автор фотографии Alex Florstein

Надеюсь, что вас заинтересовал этот текст и возникло желание прочитать книгу или посмотреть фильм.

http://amio.livejournal.com/

Tags: livejournal, Образование, Общество, Россия, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Образование” Tag

  • Зачем школьникам интегралы?

    Сразу оговорюсь, что данная статья является просто размышлением на тему российского образования и возможностей его реформирования, которые…

  • Элита и плебеи

    Уже довольно долгое время в обществе существует интересное явление, о котором или не говорят или пытаются замалчивать, а может быть и просто тупо…

  • Деградация человечества

    В школе вам наверное рассказывали о теории Дарвина и о том, что человек якобы произошел от обезьяны благодаря эволюции и этот процесс…

  • Мой девиз четыре слова - как достала эта школа!

    Сигарета отнимает 5 минут жизни, водка 25, а урок 45 минут. По моему глубокому убеждению, современная система образования абсолютно бесполезна…

  • Баста, карапузики, кончилося лето!

    На фоне наступающей осени по контрасту с ушедшим летом очень легко заметить вялую школоту, уныло бредущую по утрам в места, где им придется…

  • Ненужный ЕГЭ

    Для чего нужен ЕГЭ и кому он выгоден? Если не усложнять, то единый государственный экзамен (ЕГЭ) подтверждает образование и является основанием…

  • Литературная глыба

    Любой мало-мальски образованный и культурный человек знает, что Пушкин - это наше всё, а Толстой - это глыба. И совсем немногие люди…

  • Ненужное образование и лишние знания

    Их получают десятки миллионов детей разного возраста, но в дальнейшей жизни все это им никогда не пригодится. Если посмотреть на окружающих…

  • Не ложАт, а лОжат?

    Да знаю я, что не ложат, а кладут. Что вы так возбудились сразу? Хочу поговорить об одном интересном явлении. Какие-то шибко грамотные умники…

promo amio october 16, 2015 07:02
Buy for 10 tokens
В этом посте вы найдете сведения, которые несомненно пригодятся и новичкам и опытным блогерам Живого Журнала. Все изложенное основано на моем собственном опыте и на моих ошибках. Пост будет обновляться и дополняться новыми материалами. Соответствующие посты откроются, если вы нажмете на…
Comments for this post were disabled by the author